История вуза.
2010-е годы – время укрепления позиций вуза. Основная его задача – обеспечить Подмосковье качественными кадрами. Если раньше вуз работал на текущее восполнение педагогических кадров области, то в этом десятилетии начинается активный рост системы образования и, как следствие, кадровый голод, который, судя по данным статистики, сохранится до 2035 года.
Серьезно укрепилась материально-техническая база. Приобретается новая техника, лабораторное оборудование, транспорт, модернизирована библиотека. На протяжении всего времени ведутся ремонты учебных корпусов и студенческих общежитий.
Качественно меняется состав и педагогов, и студентов. Сегодня остепененность преподавателей вуза составляет 87 процентов. За последнее время этот показатель вырос более чем в полтора раза. Обычным делом становится участие в работе иностранных специалистов: сегодня в вузе на постоянной основе трудятся восемь иностранных преподавателей.
Коренным образом меняется ситуация с набором. К середине 2010-х гг. наблюдается позитивная динамика по зачислению студентов. Средний конкурс составляет 6–7 заявлений на место. На отдельные востребованные специальности конкурс достигает 14 заявлений на место. Средний проходной балл зачисленных на бюджетные формы обучения абитуриентов составляет 70 баллов.
2010 год – Год резкого поворота в истории, связанный и с формальными преобразованиями, и с качественными подвижками. За минувшие годы вуз ушел от парадигмы чисто педагогического вуза: активно идет набор студентов на экономический и юридический факультеты. В соответствие с этим Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) меняет название и становится Московским государственным областным социально-гуманитарным институтом. Таким образом, в названии теперь отражен весь спектр реализуемых направлений обучения.
Делегация университета посещает ряд университетов КНР. Результат этой поездки – подписание двух договоров об академическом сотрудничестве: с Университетом г. Сучжоу, входящим в сотню лучших вузов Китая, и Цюйфуским государственным педагогическим университетом, расположенным на родине великого мыслителя Конфуция, что положило начало программе академической мобильности студентов.
Основным направлением деятельности Центра развития ребенка "Территория Детства" (ЦРР) (работает на педагогическом факультете с 2008 г.) становится коррекционно-развивающая работа для детей с особыми образовательными потребностями. Сегодня "Территория детства" – это творческая лаборатория, объединяющая преподавателей и студентов в организации помощи семьям детей, испытывающих сложности в адаптации и подготовке к школе, трудности в обучении и развитии. Ведущие преподаватели вуза по индивидуальным программам обучения ведут занятия по развитию дошкольников, подготовке к школьному обучению, осуществляют коррекционно-развивающую деятельность.
2011 год – Начинает работать "Методическая школа факультета иностранных языков". Проект создает условия для распространения инновационного опыта специалистов ведущих вузов России и зарубежных методистов по обеспечению качественного иноязычного образования и по реализации системно-деятельностного подхода в обучении, обеспечивает методическую поддержку учителей иностранного языка юго-востока Московской области. За это время проведено свыше 300 мероприятий: лекции, мастер-классы и тренинги ведущих специалистов и учителей-практиков.
В рамках президентской программы-инициативы "Наша новая школа" на факультете иностранных языков стартуют международные проекты по изучению зарубежной методики обучения иностранным языкам, формированию высокого уровня языковой компетенции студентов и развитию их культурно-просветительской деятельности (проект "ELT Methodology of the 21st century" Ирландия (Дублин), Германия (Мюнхен), проект "Культурно-историческое наследие стран Европы").
2013 год – На юридическом факультете МГОСГИ началась подготовка студентов по специальности "Судебная экспертиза" (специализация "Экспертиза веществ, материалов, изделий"). Уникальность данной специальности заключается в ее "синтетическом" характере: студенты изучают юридические дисциплины и получают естественно-научные знания, необходимые для экспертной работы.
Социально-психологический факультет разрабатывает оригинальную концепцию духовно-нравственного воспитания в вузе, которую в последующие годы активно используют регионы. Концепция опубликована в коллективной монографии, ставшей победителем международного конкурса на лучшую гуманитарную книгу в 2014 году.
2015 год – Произошла реорганизация вуза, он получил статус университета. Соответственно меняется и его название, теперь оно звучит как Государственный социально-гуманитарный университет (ГСГУ). Одновременно к вузу присоединяют два колледжа педагогического профиля: Зарайский педагогический колледж и Колледж педагогики и искусства (г. Егорьевск). Таким образом, вузу удалось сохранить основной вектор развития – педагогическое образование. На самом многочисленном факультете вуза – педагогическом – открывается магистратура по программе "Педагогика инклюзивного и интегрированного образования".
Исследовательская группа социально-психологического факультета разработала психодиагностическую методику "Наркориск", которая была рекомендована к использованию Министерством образования Московской области и признана лучшей в регионе, а также прошла апробацию в других областях РФ.
На факультете иностранных языков начал работать Университетский региональный лингвистический центр (УРЛЦ), основная задача которого – углубленное изучение иностранных языков (английский, французский, немецкий, китайский) с последующим подтверждением уровня владения международными языковыми и методическими сертификатами. Сформирован корпус граждански активных молодых людей – общественных наблюдателей. Продолжается волонтерский проект "Корпус общественных наблюдателей ГСГУ за проведением Единого государственного экзамена" (КОН ГСГУ).
2016 год – На базе юридического факультета создана Автономная некоммерческая организация "Центр судебных экспертиз ГСГУ "Факт", объединяющая высококвалифицированных специалистов, имеющих многолетний опыт судебно-экспертной деятельности. Теперь получить экспертное заключение в рамках гражданского или уголовного процесса можно в Коломне. Студенты, обучающиеся по специальности "Судебная экспертиза", имеют возможность применять полученные знания на практике. Начинает работать Автономная некоммерческая организация "Пси-Град".
На факультете иностранных языков открыта очная магистратура по двум направлениям подготовки: Педагогическое образование (магистерская программа "Теория и практика преподавания иностранных языков") и Лингвистика (магистерская программа "Иностранные языки и межкультурная коммуникация"). На технологическом факультете начинается обучение по магистерской программе "Менеджмент образовательных систем".
Университет впервые выступил региональной площадкой Всероссийской просветительской акции "Большой этнографический диктант".
2017 год – Заключены договоры о сотрудничестве с управлениями образования 17 муниципалитетов юга и юго-востока Подмосковья. В зону ответственности ГСГУ вошла 351 школа юга региона. В них работают 13 педагогических классов, открытых в разные годы.
Учителем года России стал выпускник вуза – учитель информатики гимназии № 2 Антон Лагутин.
На факультете математики, физики, химии, информатики открыта магистерская программа "Теория и методика обучения математике". На филологическом факультете – магистерская программа "Филологическое образование".
Педагогический факультет становится участником приоритетного проекта Министерства образования Московской области, связанного с распространением инклюзии и профессионального образования для людей с ОВЗ и инвалидностью. Открывается "Школа волонтера социальной инклюзии Московской области", в которой ежегодно обучается около 200 студентов СПО и ВО Московской области. Факультет ежегодно проводит областные форумы волонтеров, конкурсы проектов, конкурсы "Лучший волонтер социальной инклюзии Подмосковья".
Впервые прошел областной благотворительный фестиваль "Подари Надежду", собранные средства которого были переданы организациям, осуществляющим помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Университет впервые выступил региональной площадкой Всероссийской просветительской акции "Географический диктант".
Заключен договор о сотрудничестве с Университетом им. Иштвана Сечени (Венгрия). Коломенские студенты проходят обучение в Университете г. Дьер.
2018 год – В вузе развернулся особый проект по целевому набору студентов. В приемную кампанию этого года на разные факультеты вуза было зачислено 42 процента студентов по целевым договорам обучения. При этом проектный офис "Целевой набор", который с этого момента работает круглогодично, позволил повысить средний проходной балл у абитуриентов, поступающих по целевым договорам, до 66.
На педагогическом факультете открывается прием на новый профиль бакалавриата "Дошкольное образование, иностранный язык". Юридический факультет начинает издавать журнал "Вестник криминалистики".
Более 40 иностранных студентов (по преимуществу выходцев из стран СНГ) зачислено для обучения.
Вуз становится своего рода первооткрывателем (в масштабе страны), разработав и опубликовав рейтинг своих студентов и выпускников.
2019 год – юбилейный год. Вуз широко отметил 80-летие с года основания Коломенского учительского института (1939 г.).
Юлия Мосолова, студентка факультета математики, физики, химии, информатики, получила диплом 3 степени в суперфинале Международной интернет-олимпиады по математике (Университет Ариэль, Израиль). Ученым советом ГСГУ учреждена ежемесячная стипендия за особые научные достижения.
В октябре в структуре университета первым в России открыт Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование". Университет посетила министр просвещения РФ О.Ю. Васильева.