Педагогический факультет был создан в 1988 году для выпускников педагогических училищ, желающих заочно получить высшее образование. У истоков факультета стояли проректор по заочному обучению доктор педагогических наук, профессор Вяликова Галина Сергеевна; исполняющая обязанности декана Широких Оксана Богдановна – впоследствии доктор педагогических наук, профессор; методист Кочегарова Наталья Александровна, старший преподаватель Русанова Евгения Александровна, Ильичева Ирина Михайловна – впоследствии доктор психологических наук, профессор, декан социально-психологического факультета; кандидат психологических наук, доцент Денисевич Нина Николаевна, кандидат географических наук, доцент Куприянов Сергей Васильевич. С 1991 года открывается очное отделение для выпускников школ, расширяется спектр специальностей подготовки в соответствии с потребностями общества. Начата подготовка воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а с 1994-95 года – подготовка практических психологов образования и чуть позже психологов, в связи с чем факультет был переименован в психолого-педагогический. Одновременно расширялся и спектр дополнительных специальностей и специализаций, таких, как: коррекционная педагогика и работа с детьми, имеющими интеллектуальные проблемы. В 2002 году началась подготовка учителей изобразительного искусства и была создана новая кафедра изобразительного искусства, которую возглавил Народный художник России М.Г. Абакумов. В 2004 открывается новая специальность Логопедия, а психологические специальности выделяются в отдельный психологический (ныне социально-психологический) факультет. В период роста факультета кадровый состав пополнился молодыми специалистами Зеленковой И.В. (впоследствии кандидатом психологических наук, доцентом), Звоновой Е.В. (впоследствии кандидатом педагогических наук, доцентом), Звоновым И.Н., собственными выпускниками факультета, защитившими диссертации: Космачевой Н.В., Дутиковой Ю.С., Ивановой Н.А., Белоус Е.Н., а также высококвалифицированными педагогами-практиками, ранее работавшими в школах и дошкольных образовательных учреждениях – кандидатом педагогических наук, доцентом Т.Ю.Макашиной, кандидатом педагогических наук, доцентом О.М. Смирновой, кандидатом педагогических наук, доцентом Губановой Н.Ф., старшим преподавателем Белой В.Ю., старшим преподавателем Ульяновой О.И., старшим преподавателем Тюкмаевой Т.В., старшим преподавателем Бубунец С.О. и другими. К работе активно привлекались учителя-методисты, педагоги дополнительного образования, воспитатели, дефектологи-логопеды, члены союза художников России Заботкина Т.Е., Симакова Н.А., Зак Г.Н., Кузьмин Л.А., Зотов А.Е., Гринин Е.С. и другие.
Характерной особенностью является полифоничность подготовки студентов педагогического факультета - ведь специалист, работающий с детьми от 2 до 12 лет должен знать всё обо всем, чтобы уметь ответить на все детские вопросы. А еще он должен быть хорошим психологом и творческим человеком. Сегодня трудно найти такую сферу жизнедеятельности, в которой не трудились бы выпускники педагогического, но главным их призванием остается образование детей. Факультет продолжает идти в ногу со временем: появились новые профили подготовки: начальное образование и Дошкольное образование с дополнительным профилем Иностранный (английский язык); открыта магистратура "Педагогика инклюзивного и интегрированного образования". Привлекают будущих абитуриентов на педагогический факультет его многопрофильность, высокая социальная значимость основных направлений подготовки, качество и востребованность подготовки выпускников, широкий круг изучаемых ими предметов.