Кафедра медико-биологических дисциплин Версия для печати Отправить на e-mail

   Кафедра медико-биологических дисциплин (МБД) образована 1 августа 1995 г. (приказ по Коломенскому педагогическому институту № 48/П от 31 июля 1995 г.) на основе части кафедры теоретических основ физического воспитания (дисциплины медико-биологического цикла), кафедры основ медицинских знаний и охраны здоровья детей (полностью) и части кафедры психологии (дисциплина "Возрастная физиология и школьная гигиена").

  Кафедра МБД входит в состав факультета физической культуры и спорта (ФФКС), является выпускающей кафедрой данного факультета по специальности «Физическая культура» и направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль – «Физическая культура»). Предметом изучения на кафедре являются все медико-биологические дисциплины очной и заочной форм обучения всех направлений подготовки (профилей) и специальностей 10 базовых факультетов института.

   Кафедра МБД обеспечивает также учебный процесс по отдельным дисциплинам и курсам на факультете дополнительной педагогической специализации и на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки.



Заведующий:

канд. мед. наук, доцент       Геннадий Николаевич
Легостаев

Год основания: 1995

Телефоны: 8(496) – код для регионов РФ,

610-15-63 (кафедра медико-биологических дисциплин).

Каб. 326, корпус 1.

   Большой вклад в становление и развитие кафедры МБД в разные годы внесли заведующие кафедрой теоретических основ физического воспитания доктор мед. наук, профессор Г.Г. Исаев (заведовал кафедрой с 1970 г. по 1974 г.), кандидаты мед. наук, доценты Н.Я. Эглит, Н.М. Бессонова (заведовали кафедрой, соответственно, с 1974 г. по 1975 г., с 1975 г. по 1981 г.), доктор пед. наук, профессор В.Н. Волков (заведовал кафедрой с 1981 г. по 1993 г.), заведующие кафедрой основ медицинских знаний и охраны здоровья детей (с 1972 г. – кафедра гражданской обороны, с 1989 г. – кафедра медицинской подготовки и гражданской обороны, с 1991 г. – кафедра основ медицинских знаний и охраны здоровья детей) кандидаты мед. наук, доценты Н.М. Гавинская, К.С. Черкасов, С.С. Тверская (заведовали кафедрой, соответственно, с 1972 г. по 1982 г., с 1982 г. по 1988 г., с 1988 г. по 1995 г.).

   С 1 августа 1995 г. кафедрой МБД заведует кандидат мед. наук, доцент Геннадий Николаевич Легостаев. Легостаев Г.Н. в 1978 году окончил Первый ММИ им. И.М.Сеченова по специальности «Лечебное дело». С 1978 года работал научным сотрудником в НИИ нормальной физиологии им. П.К.Анохина АМН СССР, в 1983 году защитил кандидатскую диссертацию, посвященную изучению нейрохимических механизмов деятельности нервных клеток (специальность – «Нормальная физиология»). С 1986 года Легостаев Г.Н. работает в институте (в 1989 году – присвоено ученое звание доцента по кафедре нормальной физиологии), с 1993 г. по 1995 г. – зав. кафедрой теоретических основ физического воспитания, с 1995 г. – зав. кафедрой МБД, с 2000 г. – проректор по учебно-методической работе института и зав. кафедрой МБД. Тематика научных исследований – изучение способов повышения адаптационных резервов организма учащихся, методическое обеспечение учебного процесса по физиологии в вузе. Легостаев Г.Н. является автором более 160 научно-методических работ, подготовил 2 кандидатов наук.

Профессорско-преподавательский состав кафедры:
Геннадий Николаевич Легостаев, канд. мед. наук, доцент, зав. кафедрой, проректор по учебно-методической работе.
Наталия Борисовна Читайкина, канд. биол. наук, доцент.
Светлана Семеновна Тверская, канд. мед. наук, доцент.
Сергей Александрович Коптюбенко, канд. мед. наук, доцент, проректор по учебно-воспитательной работе.
Нина Ивановна Бурмистрова, канд. пед. наук, доцент.
Лариса Николаевна Зацепина, ст. преподаватель.
Марина Ивановна Сергутина, ст. преподаватель.
Раиса Ивановна Склярова, ст. преподаватель.
Лусине Арменовна Симонян, канд. мед. наук, доцент, шт. совместитель.

Кабинеты кафедры медико-биологических дисциплин:
Кабинет химии (ауд. 126);
Кабинет анатомии (ауд. 133);
Кабинет физиологии, базовое помещение кафедры (ауд. 326);
Кабинет гигиены, спортивной медицины и лечебной физической культуры (ауд. 127);
Кабинет безопасности жизнедеятельности, основ медицинских знаний и здорового образа жизни (ауд. 220);
Лаборантская кафедры (ауд. 222), ст. лаборант Светлана Васильевна Наумова..

   Доля штатных преподавателей и штатных совместителей кафедры составляет 100%. Кадровый состав кафедры является высококвалифицированным. Доля преподавателей с учеными степенями и званиями составляет 66,7%. Преподаватели имеют большой научно-педагогический стаж и большой опыт работы в вузе. Все преподаватели имеют базовое высшее образование.

   Кафедра МБД обеспечивает проведение учебного процесса по более чем 70 дисциплинам учебных планов очной и заочной форм обучения всех направлений подготовки и специальностей института.

   Учебный процесс на кафедре проходит на достаточно высоком научно-методическом уровне. По всем дисциплинам разработаны учебно-методические комплексы: рабочие программы учебных дисциплин, фонды оценочных средств (тестовые контрольные задания, ситуационные задачи, кейс-задания и др.), методические рекомендации для проведения практических/лабораторных занятий, методические рекомендации для самостоятельной работы студентов. Учебные занятия по медико-биологическим дисциплинам проводятся с учетом межкафедральных и межпредметных связей. Большое внимание на кафедре уделяется организации и проведению индивидуальной и самостоятельной работы студентов и практической направленности подготовки студентов.

На кафедре проводится систематическая работа по применению в учебном процессе электронных учебно-методических материалов (рабочих программ учебных дисциплин, презентаций лекций, лабораторного практикума и др.); реализации компетентностного, практико-ориентированного подхода в образовательном процессе на базе современных образовательных технологий и форм (включая активное применение в учебном процессе мультимедиа-средств и технологий); улучшению качества образования путем совершенствования балльно-рейтинговой системы оценки качества обучения; повышению качества образования путем активного внедрения в образовательную деятельность кафедры сертифицированной международной системы менеджмента качества.

На кафедре МБД уделяется особое внимание развитию творческих способностей и профессиональных навыков у студентов. С этой целью в учебном процессе применяются модельные и ситуационные задачи, реферативные сообщения студентов, выступления студентов по результатам научно-исследовательской работы и исследованиям во время педагогических практик, занятия в форме диспутов, круглые столы, письменные контрольные и тестовые работы. Специальное внимание на практических занятиях по дисциплинам кафедры на ФФКС уделяется освоению тех умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности выпускников.

С целью улучшения качества подготовки студентов по предметам кафедры, развития необходимой логики мышления по изучаемым дисциплинам, оптимизации творческой деятельности студентов на кафедре МБД применяются соответствующие формы и методы обучения, направленные, в первую очередь, на развитие процессов понимания (механизма, деятельности и др.), а не процесса запоминания (содержания, цифр, формул и др.). Эффективными педагогическими подходами в этой связи являются, кроме перечисленных выше, самостоятельная работа студентов с литературой с последующим разбором вопросов на занятиях; видеофильмы и презентации с последующим анализом материала; решение устных и/или письменных ситуационных задач с обязательным анализом результатов.

Следует отметить, что учебно-методическое, информационное и библиотечное обеспечение по дисциплинам кафедры соответствует необходимым требованиям. Материально-техническое оснащение кабинетов кафедры (приборы, аппаратура, наглядный учебно-методический материал, практикумы, книги, журналы, различный раздаточный материал, разработанный преподавателями кафедры и др.) позволяет проводить практические занятия и лабораторный практикум по медико-биологическим дисциплинам на требуемом уровне.

Воспитательная работа со студентами вместе с учебным процессом составляет единый процесс учебно-воспитательной работы кафедры. Следует подчеркнуть важность воспитательного процесса в настоящее время – время значительных перемен в нашем обществе, особенно в области образования, науки, культуры, духовной жизни человека.

Основные направления воспитательной работы кафедры: воспитательная работа во время учебного процесса (эта форма является основной, поскольку преподаватели ежедневно общаются со студентами на занятиях); воспитательный процесс во время научно-исследовательской работы студентов; внеаудиторная воспитательная работа (посещение общежитий, тематические встречи, беседы и др.); воспитательная работа во время индивидуальных занятий; работа со студентами на субботниках; воспитательная работа по планам работы деканатов и ректората института.

Особое внимание во время различных воспитательных мероприятий уделяется таким вопросам, как культура поведения и общения, а также разным аспектам проблемы здорового образа жизни (факторам, положительно влияющим на здоровье: двигательной активности, рациональному питанию, режиму труда и отдыха, психогигиене, закаливанию и др.; факторам, отрицательно влияющим на здоровье: стрессам, гиподинамии, токсикоманиям, допингам и др.).

Важными разделами работы кафедры являются научно-исследовательская работа (НИР) преподавателей и научно-исследовательская работа студентов (НИРС) под руководством преподавателей кафедры.

Тема НИР кафедры МБД – "Научно-методическое сопровождение оздоровительной работы и учебного процесса по медико-биологическим дисциплинам". Цель работы - изучение и внедрение в практику методов со­вершенствования оздоровительной работы с детьми, подростками и уча­щейся молодежью и методическое сопровождение учебного процесса по медико-биологическим дисциплинам в вузе. Характер НИР преподавателей кафедры разный и включает в себя как экспериментальную научно-исследовательскую работу, так и научно-методическую работу. Полученные результаты внедряются в учебный процесс института, практику работы разных учреждений образования. Преподаватели кафедры систематически повышают квалификацию в разных формах. Ежегодно преподаватели кафедры участвуют в работе различных международных научно-практических конференций и семинаров, в первую очередь – в Международной научно-практической конференции "Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире", проводимой ежегодно в институте на базе ФФКС. Кафедра активно участвует в развитии системы научно-методического сопровождения образовательной деятельности разных организаций образования. Кафедра осуществляет координационные и научно-методические связи с различными научными, медицинскими и образовательными организациями (вузы, колледжи, техникумы, школы, гимназии, лицеи, дошкольные учреждения и др.). Заключен договор о совместной деятельности между Полесским государственным университетом (г. Пинск, Республика Беларусь) и ГАОУ ВПО «МГОСГИ». Преподаватели кафедры оказывают методическую помощь педагогам разных образовательных организаций, проводят методическую работу с выпускниками института.

На кафедре МБД с 2000 г. по 2010 г. ежегодно проходила заочная научно-практическая конференция «Школа и здоровье: Проблемы медико-гигиенического обучения и воспитания учащихся» и издавался сборник научно-методических работ. На конференции обсуждались проблемы здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий, безопасности образовательной среды, преподавания медико-биологических дисциплин в вузе, нравственности и здоровья и др. Организатор конференции и редактор-составитель сборника – канд. мед. наук, доцент С.С. Тверская. Авторами работ сборника являлись преподаватели института, а также других вузов России и зарубежных стран, научные работники, сотрудники медицинских и образовательных учреждений, аспиранты и студенты. Ежегодно количество авторов работ сборника составляло от 20 до 30.

Все штатные преподаватели кафедры ежегодно участвуют в организации и проведении научно-исследовательской работы студентов. НИРС проводится на кафедре в форме работы проблемных групп. Число студентов в проблемных группах составляет от 3 до 7. Данная работа заключается, как правило, в руководстве подготовкой студенческих докладов на итоговую студенческую научную конференцию института, которая традиционно проводится в апреле каждого учебного года. В рамках конференции проводится общеинститутская секция по медико-биологическим дисциплинам, в работе которой обычно принимают участие 20-25 студентов разных факультетов и преподаватели кафедры. С докладами на секции, как правило, выступают 5-7 студентов. Остальные сообщения студентов проблемных групп заслушиваются на секциях факультетских конференций или во время учебных занятий преподавателей кафедры. Число студенческих докладов на ежегодных научных конференциях в среднем составляет от 30 до 40.

Кафедра формирует стойкий профессиональный интерес у студентов посредством включения их в научно-исследовательскую деятельность и содействует таким образом трудоустройству выпускников.

Профориентационной работе на кафедре придается важное значение, поскольку качество подготовки абитуриентов во многом определяет успешность освоения студентами программного материала по дисциплинам кафедры во время обучения в институте.

Основными направлениями профориентационной работы кафедры МБД являются: беседы со студентами очного и заочного отделений всех специальностей и направлений подготовки (профилей) института; профориентационная работа во время подготовки и проведения дней открытых дверей МГОСГИ; встречи и беседы преподавателей кафедры с педагогами учреждений образования в рамках совместных научно-методических исследований; профориентационная работа во время научно-практической конференции "Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире»; беседы со слушателями курсов Центра подготовки к ЕГЭ и профильным экзаменам; профориентационная работа во время встреч и бесед с родителями и учащимися различных образовательных организаций; встречи и беседы с руководителями управлений и учреждений образования Московской области.

Учебный процесс на кафедре направлен в первую очередь на практическую деятельность выпускников института. Особенно актуален данный вопрос для студентов ФФКС, поскольку медико-биологические дисциплины, изучаемые в течение всего периода обучения, обеспечивают студентов знаниями об объекте их будущей практической деятельности – организме учащихся в разные периоды онтогенеза в состоянии относительного психофизического покоя и при мышечной деятельности; умениями контролировать влияние на организм различных по характеру и интенсивности физических нагрузок, а также предупреждать и проводить коррекцию нежелательных (отрицательных) влияний психофизической нагрузки на организм. Эти знания и умения позволяют научно обосновать педагогический процесс по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья человека, т. е. имеют профессиональное значение для педагога по физической культуре.

На других факультетах этому вопросу также уделяется большое внимание, поскольку педагог, работая с учащимися разного возраста, должен знать морфофункциональные особенности организма обучающихся в разные периоды онтогенеза в плане адаптации к учебной деятельности, характер влияния учебной нагрузки на психофизиологические показатели организма учащихся разного возраста, особенности физической и психической работоспособности детей и подростков в различные возрастные периоды, основные методы сохранения и укрепления здоровья учащихся и оказания им первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

В настоящее время кафедра медико-биологических дисциплин работает над решением задач, направленных на улучшение качества учебной, методической, научной и воспитательной деятельности в соответствии с требованиями действующих нормативных документов в сфере высшего образования.

Последнее обновление ( пятница, 23 января 2015 )
 

Наши филиалы


 

Доступная среда

Доступная среда ГСГУ

Школа волонтеров социальной инклюзии Московской области

Доступная среда ГСГУ
Центр логопедической консультации

 

Мы в социальных сетях

 
 
 
 

Информация



Авторизация






Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация